На картине народного художника Валерьяна Алексеевича Сергина "Моя Сибирь" изображено всё природное урочище на холсте маслом, а Вы можете отобразить своё "КрасноЯрье" в Затесях на форуме нашего сайта


Е.В.Гевель, Н.Иванова, И.Ряпосов, И.Тимофеенко, Е.Душевская, А.Черноплечая

Междисциплинарная научно-исследовательская лаборатория,

Сибирский Федеральный университет

Барабаново и Балчуг – «Енисейские Кижи»

Церковь Параскевы Пятницы в селе Барабаново, 1855-57 гг.

«Как мера и красота скажут…»


Вид села Большой Балчуг на Енисее с храмом Покрова Богородицы

Древнерусское каменное зодчество происходит от деревянного – плотницкого мастерства городчиков, возводивших древние башни-Вежи, храмы и остроги. Деревянные брёвна перекатывались в срубной технике, легко собирались все строения и целые городки, а нижние части – подклеты могли возводиться и каменными, для хозяйственных нужд, кладовых и чуланов. Понятие зодчество появилось позднее – после ХVII века и означало передачу древних плотницких традиций мастерства по отеческой линии от дедов к сыновьям и внукам – в уважении к истории Отечества. Изучая народное деревянное зодчество Сибири, сохранившее древние шатровые образы, покрытия строений крутоверхими колпаками мы полнее понимаем и развитие архитектуры.

Покровская церковь 1906 г. – в с. Большой Балчуг Красноярского края

Так по образу старинных северорусских шатровых храмов построены Покровский храм в Балчуге и внушительных размеров и прекрасных пропорций Барабановская Параскевиевская церковь: на крупном четверике нижнего яруса по треугольным парусам между вторым световым ярусом поднят широкий восьмерик с маленькими главками над закомарами восьми прясел верхнего храмового яруса.

По южной и северной сторонам храма возвышается второй ярус света, объединяющий нижний четверик с восьмериком – до треугольного фронтона, переходящего в гранёный шатёр под срединной главой.

И колокольня устроена поярусно – на двухъярусном четверике притвора возвышается убывающий по размерам восьмерик звонницы (третий ярус) под шатровым завершением. И поныне крепка лестница, ведущая на звонницу. Квадрат в плане храма и колокольни символизировал Землю, от которой церковь устремлялась в небо, переходя в восьмигранные ярусы и шатры верхов. И во внутреннем убранстве храмов подшитый деревянный свод-потолок именовался «небом», да и росписи, располагавшиеся на нём, изображали Вседержителя. А вся структура соединённых по оси восток-запад алтарной части, храмовой, трапезной и притвора под колокольней олицетворяла корабль, в котором верующие православной общины не только Барабаново, но и близлежащих деревень (Додоново, Карымской, Подсопошной, Шиверской) могли найти Христианское спасение. Таково было значение строения русских храмов в форме корабля спасения.

По документам Красноярского государственного архива Красноярского края (ГАКК, фонд 237, опись 1, дело № 1 – 1855 – 57 гг. лл. 2-148) находим, что Барабановскому приходу помогали в организации приходской школы и библиотеки при храме жители Верхне-Ботойского с Вознесенской церковью – предоставили книг на 5 руб. серебром и Березовской Введенской церкви (старинного монастыря начала ХVII в). И в этом же деле сообщается о старой Барабановской часовне, бывшей до строительства новой деревянной церкви Параскевы Пятницы Красноярского округа, Частоостровской волости - «согласно плану и фасаду, утверждённому Енисейской Губернской строительной комиссией в июле 1853 г., … с образованием отдельного Параскевиевского прихода» в селе Барабаново.

Губернский архитектор Яков Михайлович Набалов уточнял место для новой «на каменном фундаменте церкви во имя св. Параскевы Пятницы… и трёх домов, приличных состоянию Духовенства… для хозяйства…, в ближайшем от церкви месте» в 1855 г., поскольку ранее выбранное обществом в 1854 г. посчитал «неудобным: 1). – по близкому разстоянию к жилым строениям (опасно в случае пожара); 2). – по невозможности устроить кругом церкви площади, необходимой в деревне; и 3). – склон местности в северную сторону был неудобен для прочности здания… А потому, … назначить место церквина разстоянии в 10 саженях на север (при дороге)… и 50 саженей от жилых строений окружения» (лл. 21-22 д. 1, оп. 1, ф. 237 ГАКК). Выбранное архитектором место «…представляет площадь, возвышенную над деревней - с небольшим склоном к югу… и имеет почву твёрдую, сухую (с грунтом песчано-глинистым)… и удобно к возведению храма…» Так 19 апреля 1855 г. проходило согласование начала строительных работ по утверждённому проекту, а строителем подрядился крестьянин Николай С. Черкашин, который собирал в округе артель плотников.

В «лето 1857 г. церковь Параскевы совершенно окончена постройкой, … в уплату… всего 1900 руб. серебром, а по настоянию… священника (Евфимия Ситникова) выкрашена кровля церкви вместо красной масляной краски, по условию (и по живописному канону образа Параскевы Пятницы – прим. авторов) – медянкою на счёт подрядчика…». Обратите внимание, в документе сообщено, что по проекту архитектор ставил условие покрытия завершений храма и звонницы красить красной краской, что соответствовало образу св. Параскевы, так можно посмотреть старинные иконы в Красноярском художественном музее – ХVIII в., где в образе Параскевы преобладает в композиции красный (пурпурный) цвет.

В 1858 г. (л. 169 архивного дела) – «сгорела старая Барабановская часовня до основания от пожара в доме крестьянина Гаврилы Коркунова (подле стоящем)…» и становится очевидным, насколько был дальновидным губернский архитектор в выборе места новой деревянной церкви на отдалении от жилья – на южном взгорье. И ныне Барабановский храм, расположенный в живописном месте на высоком берегу, отлично просматривается при движении на судах по Енисею.

Примечательно то, что сохранились в парусах «неба» внутри храма прекрасные масляные росписи по Евангельским сюжетам, выполненные вероятно на рубеже ХХ века, поскольку в архивных документах Барабановского прихода не найдено сведений о них. А ведь росписи замечательные и если были бы выполнены в 1850-х годах, об этом бы непременно сообщили документы…

Изящны сохранившиеся подлинные кованые решётки высоких проёмов.

Бревенчатый - «в обло» сруб церкви относительно хорошо сохранился, если учитывать то, что не осталось ни одной водосливной трубы по углам храма и грибок уже много древесины (под дырами в кровле) испортил до зелёной гнили, а крышу периодически латают ребята из краевой летней школы – ныне студенты СФУ. И в сентябре 2010 г. тоже навещали Барабаново и Валентину Ивановну – ангела хранителя Параскевиевского храма, с которой молодые следопыты подружились ещё в начале 2000-х годов. В сентябре приехала в село большая команда студентов: архитекторов, математиков, физиков, информатиков и философов – всего 17 человек, а в университетской газете нас «обозвали» за это «тимуровцами»…

Церковь необходимо поставить на действительную госохрану и внести в государственный реестр памятников архитектуры края. Мы ещё не выяснили, есть ли в краевом отделе охраны документы на неё и проект охранной зоны. Мы, как архитекторы стремились изучить не только храм Параскевы, построенный в традиции народного деревянного зодчества, его связь с окружением, но и обследовать жилую застройку Барабаново, его планировку, а также и беседовали с местными жителями старинных усадеб.

Исследователь народного зодчества Русского Севера, Руфин Михайлович Габе, (работавший на Русском Севере в 1908 – 1939 гг.), а именно из тех областей переселялись в первую очередь промысловики и казаки Енисейской губернии, говорил с душевным трепетом «о вдохновенном народном творчестве, полном величественной искренней простоты и ясности…». И «…ведь не резные петухи и кони, как это вошло в моду во второй половине прошлого столетия (– ХIХ в.), определяют русский стиль в архитектуре… – необходимо изучать народное творчество на местах его создания, и изучать также серьёзно и глубоко, как … изучается ныне классическая архитектура Греции и Рима…»

Р.М. Габе обратил внимание на изучение крестьянской избы как памятника архитектурного искусства, ведь творцы деревянных храмов и самобытных изб были одни и те же – русские плотники, «обращавшие внимание прежде на логику построения масс и красоту архитектурных форм, и это преобладало над всеми деталями, отодвигаемыми мастерами на второй план...»

По красоте … форм, конструктивным особенностям и по исконным традициям, сохранившим почти в неприкосновенном виде древние самобытные формы, это искусство имеет … чрезвычайную ценность». Мы думаем, Руфин Михайлович, говоря это, имел в виду Барабановские усадьбы и храм Параскевы Пятницы, когда он был ещё просто бревенчатым.

При опросе жителей об истории их усадеб, студенты выяснили, что многие из православных верующих состоят давно в Частоостровском приходе, да и действующих храмов в ближайшей округе достаточно, а «хорошо бы организовать в восстановленном храме Параскевы – музей истории казачьего села Барабаново и всего окружного казачества…

Такие были мысли у сельчан…

Библиография

1. Ащепков Е.А. Русское народное зодчество Восточной Сибири. М., 1953.

2. Габе Р. М. Карельское деревянное зодчество. М., 1941.

3. Горностаев Ф.Ф., Грабарь И.Э. Деревянное зодчество Русского Севера // Грабарь И. Э. О русской архитектуре. Т. 1. М., 1909., М.,1969.

4. Даль Л.В. Материалы по истории русского гражданского зодчества. «Зодчий», СПБ., 1877.

5. Долгоруков В.А. Путеводитель по всей Сибири (Азиатские владения России). Томск, 1903-1904 гг.

6. Есенин С.А. «Ключи Марии», эссе. Сочинения, т. 5, М., 1962.

7. Забелин Ив. Русское искусство. Черты самобытности в древнерусском зодчестве. СПБ., 1900.

8. Законодательные средства охраны и использования недвижимых памятников истории и культуры в документах ЮНЕСКО, М., 1987.

9. Князева В.П. Экология. Основы реставрации. М., 2005.

10. Красовский М.В. Курс истории русской архитектуры. Ч. 1. «Деревянное зодчество», СПБ., 1916.

11. Курбатов Ю.И. Архитектурные формы и природный ландшафт. Л., 1988.

12. Максимов П.Н. Деревянная архитектура XVII в. // История русского искусства, т.4. М., 1959.

13. Охрана и использование памятников культуры: Сборник нормативных актов и положений. М., 2004.

14. Проблемы охраны и освоения культурно-исторических ландшафтов Сибири. Сб. Новосибирск, 1986.

15. Ремезов С.У. Чертёжная книга Сибири. СПб., 1886.




Слайд-шоу