На картине народного художника Валерьяна Алексеевича Сергина "Моя Сибирь" изображено всё природное урочище на холсте маслом, а Вы можете отобразить своё "КрасноЯрье" в Затесях на форуме нашего сайта


Проект преображения Казачьего квартала связан с достопримечательным местом для всего Красноярья на Енисее – Казачьим кварталом в историческом центре города.

Чрезвычайно необходимо для сохранения культурной памяти наглядно обозначить историю и назначение усадеб в Казачьем квартале – в охранной зоне Уездного училища, связанной с юностью великого В.И. Сурикова, братьев Абалаковых, сибирского писателя А.Т. Черкасова и многих казачьих семей. И то, что место стадиона было прежде Театральной площадью, а в начале XIX -го – казачьей площадью рядом с управлением Казачьего войска. И особенно ценен этот Казачий квартал в пятой куртине исторического плана центра Красноярска для всей сибирской истории страны. Проект необходим, чтобы защитить память доблестных красноярских казаков и малых фрагментов исторической среды при бездействии краевой службы "по охране наследия"(так называемой), а фактически протянувшей 90 дней после незаконных разрушений в западной охранной зоне квартала – зоне видимости (зоне охраны объектов культурного наследия федерального значения госохраны – Часовни Параскевы на горе Караульной), показывая тем приверженность к поджигателям историко-культурного наследия, превращённого в руины – в Центральном районе Красноярска.

И всемирно известная усадьба В.И.Сурикова не может быть без исторической среды рядом – вырванной из контекста трёхвековой красноярской жизни. Красноярские казаки прибыли на стругах в XVII веке из Енисейска и далее вместе с енисейцами основали многие сибирские города до Тихого океана (наш отряд атамана Астраханцева), и героически защищали юго-восточные рубежи России – Красноярский острог не был взят джунгарами за всю вековую историю его. А между тем, в 1695 г. казаки отставили двух несправедливых воевод и выбирали семерых судеек – для управления делами, пока не приняли в 1701 г. прибывшего из Москвы достойного по их разумению воеводу Мусина-Пушкина и доверили ему острожное правление – это, по сути, были первые выборные Советы депутатов в стране! не только в крае. Красноярские казаки достойны увековечивания своей доблестной истории – вместе с родной историей города, план которого развивался от крепостных куртин – укреплённых стен острога и посада на Стрелке рек Качи и Енисея.

Проект регенерации Казачьего квартала – преображения достопамятного места в историческом центре Красноярска в пятой куртине плана города (между улицами Ленина-Перенсона-Марковского-Вейнбаума) необходим, чтобы возвратить ушедший под этими революционными именами улиц Центрального района мощный двухвековой пласт казачьей славы города на Енисее. Надо вернуть дорогую историческую память и значимость – краснояро-сть городской среды в зоне студенческой – СибГТУ и спортивной, а прежде (в XVIII – XIX веках) – казачьей территории старого Красноярска с предложениями нового использования исторических усадеб XIX века по ул. Перенсона, 32 - 34/ Марковского - Вейнбаума, 21 - 23 - 25 - 32 - 34/ Ленина – для художественных и керамических мастерских школы им. В.И. Сурикова, Гостевого дома и центра молодёжного творчества с кафе (по адресу ул. Перенсона, 30 – на конкурсной основе среди молодых проектировщиков). Чтоб жители испытывали гордость за родное наследие, принадлежащее по праву будущим поколениям, а пока только сердце щемит от вида руин на пожарище вдоль улицы Перенсона – бывшей Почтамтской у старинной Театральной площади.

Турецкий профессор Орхан Курал, побывав в Красноярске – об исторической памяти: «Рядом с многоэтажными домами я видел небольшие деревянные постройки. Думаю, местные власти должны сохранить их, чтобы следующие поколения знали свою историю. Экология культуры в том, что если ты не можешь  беречь своё прошлое, то не сможешь увидеть своё будущее, кстати, одна из идей, как нам сохранять окружающую среду – это беречь наше историческое богатство» 

Проектом намечено благоустройство внутриквартального пространства для пользы и удобства всех горожан с возвращением традиционных сибирских культур в озеленении садиков (калины, рябины, черёмухи, смородины, ранета, берёз и лиственниц). И обозначение (в плакатах и вывесках) ценности достопамятного места, его исторической среды для будущих поколений – донести о юности В.И. Сурикова и братьев Абалаковых (знаковых и всемирно известных – о столбистской культуре Красноярска и абалаковский рюкзак…). О казачьих семьях Юшковых и Потехиных, Ермолаевых и Потылицыных, Горбуновых и Черкасовых, о трудовом подвиге в годы Великой Отечественной войны выдающегося хирурга и святого – Св. Луки (В.Ф. Войно-Ясенецкого) – для паломников-верующих всей страны и зарубежья, всех горожан и гостей. По ул. Вейнбаума, 21 – 23 – 25 – 32 – 34/ Ленина устроить паломнический центр Святителя Луки (на усадьбе по ул. Вейнбаума, 21 – с яблоневым садом). Студенческое турбюро с пунктом проката в этой единой охранной зоне (по ул. Вейнбаума, 25/Марковского), Литературное кафе (ул. Вейнбаума, 23 на усадьбе Юшковых, 1820-х гг.) и музей казачьей славы и охрану на усадьбе по ул. Вейнбаума, 21. Дорожная гостиница и чайная будут уместны на усадьбах по ул. Вейнбаума, 32 – 34/Ленина – в охранной зоне Губернской гимназии с восточной стороны Казачьего квартала.

Не должно исчезнуть бесследно культурное наследие многих поколений красноярцев (за два века – с утраченным ценным сибирским деревянным зодчеством в Центральном районе города) в городе-миллионнике остался квартал с фрагментами исторической среды, которые горожане по праву конституции РФ могут сохранить для потомков – истинное культурное наследие Красноярья. И не разномастные рекламные баннеры должны быть на старинных казачьих заплотах (оградах усадеб из мощных плах, вставленных в столбы), но исторические памятные тексты на плакатах, щитах и флагах – о ценностях городской среды.

Тогда, наконец, и горадминистрация поймёт ценность исторической памяти почти 400-летнего города. Известная артистка Ю.С. Полынская пишет в обращении «Ужасна перспектива уничтожения деревянных домов в центре Красноярска»: Можно часами ходить вокруг таких старинных домов, любоваться, разгадывать узоры резьбы, узнавать, соприкасаться с историей. При необходимости такие дома реставрируют, воссоздают. Действуют где-то специальные государственные программы по сохранению материальной культуры и подлинной истории… Потому что это наша обязанность перед предками и потомкамиПарковки, безусловно, необходимы, но ведь не на месте же исторических казачьих усадеб!

И далее Юлия Сергеевна говорит: «Исторический архитектурный пласт двухсотлетней давности Красноярска с редкой духовной составляющей не получил до сих пор серьёзного осмысления в городе и ждёт своего исследователя. Усадьбы на улице Перенсона, 32 – 34 входили в охранный реестр в 1990-е годы. И вдруг неожиданным образом они оказалась исключены(!) из этого реестра – а значит, дома можно снести – налицо циничное нарушение закона, а именно статьи № 73 ФЗ «Об охране культурного наследия РФ» и Проекта зон охраны культурного наследия города».

Красноярск – старинный сибирский город, и его историю надо сохранить. Вот что писал о нашем городе знаменитый полярный исследователь Фритьоф Нансен: «Итак, мы достигли Красноярска — цели, к которой так долго стремились… Мы посетили городской парк, который слывёт лучшим во всей Сибири… Улицы в городе широкие и прямые, на главных улицах каменные дома, но большая часть построек из дерева. Красноярск красиво расположен на левом берегу Енисея, в долине, окружённой горами…» (из книги «В страну будущего»).

Проектом предлагается в дальнейшем после Преображения проведение пеших прогулок в Казачьем квартале с историками-экскурсоводами для всех горожан и гостей Красноярска, а также организация праздничных встреч жителей Центрального района с казаками – игры, хороводы, гулянья, празднование Яблочного Спаса (19 августа), когда прибыли казаки из Енисейска на стругах ко Красному Яру и ставили острог на Стрелке рек Качи и Енисея. Горожане вправе видеть и показывать детям своё дорогое казачье бревенчатое наследие – свою историческую память и богатство духовное сохранить в XXI веке! Ведь историческая культура формируется и нашим временем. А что теперь на месте усадеб – руины?

Общественное движение по сохранению красноярского наследия возродилось в начале 2018 года, сплотившись при защите незаконно разрушаемых застройщиком исторических усадеб в Казачьем квартале в центре Красноярска – в зоне охраны объектов культурного наследия города. При бездействии краевой службы, не признававшей достопримечательное место города – объединились молодые архитекторы и краеведы, искусствоведы и философы, историки-музейщики и архивисты, художники, журналисты и жители Центрального района. Участвовали в ночных пикетах и собирали круглые столы в Доме архитектора – приглашали депутатов и даже были градозащитники на заседании Горсовета, но те депутаты не смогли помочь охране наследия...

А дом архитектора закрыт в апреле 2018 г., чтобы там не собиралась активная молодёжь. Тогда молодые вышли весной на субботники по уборке усадьбы, где жил Святитель (В.Ф. Войно-Ясенецкий), чтобы обратить внимание горожан на стоящий в руинах объект культурного наследия и усадьбу Юшковых рядом, исключённую из реестра охранного – в единой восточной охранной зоне Губернской гимназии в Казачьем квартале. И даже обозначили на калитке историческую значимость, потому что старинные заплоты усадеб (ограды из плах, вставленных в столбы) закрыты рекламными баннерами и никакой информации нет об этих истинных памятниках истории и культуры исторического центра Красноярска.

Содействие охране и восстановлению ценной исторической территории Красноярска в пятой куртине плана необходимо для возвращения значимости исторической среды – малых фрагментов её в студенческой зоне, и спортивной рядом (с западной стороны), куда приезжают гости из края и многих стран. Но пока не зрима культурная память достопамятного места, да и краевая охранная служба не признаёт его таковым. Но гости-паломники по местам Св. Луки видят руины на старинной усадьбе, приютившей его в военные годы, где он мог отдохнуть между сложными операциями во всех госпиталях Красноярского края, где была закончена книга для верующих «Дух, душа и тело» и научный труд по хирургии, а по проекту предлагается организовать здесь паломнический центр с музеем на этой усадьбе и охраной енисейских казаков.

Надо восстановить сады на усадьбах квартала и прекратить покушения стихийных застройщиков (против генплана и законодательно принятых правил застройки центра города) на памятники деревянного зодчества в единой зоне охраны наследия – архи-ценной территории в центре Красноярска – для этого необходимо оповестить жителей, и вместо всех рекламных баннеров на исторических усадьбах разместить вывески и плакаты, обозначающие их редкую ценность для всей Сибири и России.

Сохранить зримо – в плакатах и вывесках дорогую память родного города в редких фрагментах исторической среды Казачьего квартала – для будущих поколений. Привлечь молодые силы градозащитников из разных областей деятельности и объединить в охране культурного наследия – в общественном движении региональной организации ВООПИиК.

И привлечь внимание общественности к восстановлению значимости исторической среды центра Красноярска и остановить процесс уничтожения исторического деревянного наследия в Красноярске, главной жертвой которого становятся бревенчатые дома, охраняемые статусом выявленных – после лишения их этого статуса, они уничтожаются. Исполнителем этого является Служба по охране объектов культурного наследия Красноярского края. Этот процесс маскируется службой формальным соблюдением ею юридических процедур. Но по содержанию её деятельность кардинально противоречит требованиям законодательства РФ. Прикрываясь формальной стороной, служба, по сути, превратилась в главный орган уничтожения казачьего достояния центра Красноярска.

Надо возродить общественный Градостроительный совет при региональной организации ВООПИиК для рассмотрения проектов застройки в центральной исторической части Красноярска с привлечением истинных профессионалов во всех областях знаний и деятельности городского хозяйства, и в Доме архитектора, как прежде.

Требуется пропаганда значимости достопримечательного места среди красноярцев и объединение жителей и енисейских казаков, студентов – на общее дело сбережения родного казачьего наследия в историческом центре Красноярска с возобновлением общественных Советов и круглых столов под девизом «За правое дело защиты родного красноярского наследия!» Преображение квартала повысит качество жизни, обеспечит уважение к своей истории и защиту достоинства горожан в центре Красноярска и будет действенным возвращением законных прав их по Конституции РФ.

Необходим проект нового молодёжного центра по адресу ул. Перенсона, 30 на конкурсной основе среди молодых проектировщиков (архитекторов, конструкторов, дизайнеров).