На картине народного художника Валерьяна Алексеевича Сергина "Моя Сибирь" изображено всё природное урочище на холсте маслом, а Вы можете отобразить своё "КрасноЯрье" в Затесях на форуме нашего сайта


Городской сад - для пользы и удовольствия всех сословий

События в нашем славном городе развиваются стремительно – сотрудники краевой службы охраны наследия планируют совместно с городской администрацией выводить из-под госохраны западные территории парка – памятника природы для размещения там деревянных новоделов в количестве более десяти!!! А рядом с парком - по ул. Горького пустующие два года исторические дома - вознамерились сократить в охранных зонах – до размеров отмосток зданий начала ХХ века, вместо усадебных территорий по проекту института Красноярскгражданпроект и закону № 73 ФЗ. Все старания объясняются взятием за образец чиновниками пресловутого иркутского квартала № 130, но это не пример для подражания – там все изменено «на корню…», нет подлинности исторической среды, характерной сибирскому городу.

Л.Н. Ермолаева (директор краеведческого музея, г. Минусинск) - на конференции Российской ассоциации реставраторов обнародовала: «Вопрос сохранения исторического облика в городах Сибири, имеющих возраст более 300 лет, сегодня актуален. Конечно, есть примеры реконструкции подобных старых бревенчатых домов, например, в Иркутске - 130 квартал, но такая коренная реконструкция не является исторической и, оттого, выглядит несколько примитивно, когда не сохранена подлинность средового окружения… В результате – обыденность и город теряет исторический облик, лишается памятников архитектуры и градостроительства». «Сегодня необходимо организовывать практически спасательные работы – откапывать дома, чтобы фундаменты, закрытые слоями асфальта, как насос не впитывали воду».

В Красноярске уже есть пример сотрудничества отдела минкультуры с иркутскими экспертами - в зоне реконструкции драмтеатра им. А.С.Пушкина, когда были сокращены зоны охраны в историческом квартале до отмостки здания для строительства непомерного коммунально-складского корпуса вплотную к театру. Даже территория объекта наследия гораздо больше и предполагает хозяйственную деятельность и пожарные(!) проезды, особенно для театра, а уж охранная зона должна обеспечивать обзор памятника истории и культуры совместно с ближайшими историческими объектами в среде окружения. Это строительство было противозаконно и повлекло уже разрушение ближайших объектов наследия, после устройства большого котлована. Министерство отвечало общественности, что всё согласовано с иркутскими экспертами.

Да мощный корпус у исторического здания театра уже возник и библиотека в аварийном состоянии, и пожарная машина не сможет проехать даже – здесь ситуацию не поправить, но парк то с самородными соснами и лиственницами ещё жив! И там предлагалось в красноярском проекте восстановить исторические беседки и подсаживать свежие деревья, заменить асфальтовые покрытия на – песочно-гравийные – для дыхания сосен.

А ведь горожан даже не оповестили чиновники о своих замыслах, только некоторым экспертам предлагали поучаствовать в работе по изменению границ парка и зон охраны, и пока те возмущались, стало всё известно творческому сообществу. И такая дикая идея питерских инженеров использовать подземное пространство в квартале костёла и под парком: есть серьёзные сомнения, что кто-то предпочтёт забираться под землю вблизи парка, а бизнесмены смогут извлечь хоть какую-то выгоду, кроме убытков??? Можно представить ещё красноярцев в подземном переходе у коммунального моста на ул. Вейнбаума, и то переход на ул. К.Маркса/Перенсона - ныне практически пуст, но вблизи ЦПКиО и под землю… Предполагалось в эскизах подземное использование пространства под площадью Оперного театра, но не воплощено даже в рабочих чертежах ещё…

В чём причина такого застоя после проекта 2011 г. – дома по ул. Горького, 11-17 и Бограда, 106 пустуют? А ведь когда было проектирование, то интересовались предприниматели обустройством гостиницы (в доме № 106), кафе и чайной в полукаменном доме (на втором плане усадьбы по ул. Горького, 11-13), а дом № 11 собирались занять городское управление культуры совместно с академией музыки и театра, чтобы организовать музей Народной консерватории. Почему не продолжаются работы по восстановлению самобытных исторических усадеб вблизи органного зала и парка – самородного сада начала XIX века, объекта культурного наследия краевого значения? Даже Ф. Нансен восхищён был в 1913 г. нашим садом на фоне вулканического происхождения горных кряжей.

Прошло ровно 100 лет и общественность в апреле 2013 г. только что отстояла зелёное пространство парка на углу ул. К.Маркса/Горького, которое формирует ансамбль главной площади Красноярска – от строительства «Макдональдса». А теперь появляются предложения возведения всяческих новоделов перенесённых домов на территории, прилегающей к восточной части ул. Горького, и в пример приводится чиновниками опять иркутский пресловутый квартал… К переносу предлагаются отделом минкультуры края деревянные дома, которые стоят ещё живые и целёхонькие в охранных зонах – на своих исконных местах по ул. А.Лебедевой, Вейнбаума, Марковского в исторической среде Красноярска, но их уже приговорили ещё в мае 2011 г. с помощью иркутских экспертов, «будто-бы» побывавших в нашем городе в майские праздники…

Стал вдруг «не историческим» дом с мезонином периода классицизма XIX века – с резными солнышками в лобанях наличников, бывший Потылициных по ул. А. Лебедевой, 61

Кто-то их видел в праздники в Красноярске? Известно, что их поджидало в конце апреля 2011 года дивногорское руководство, чтобы внести, наконец то, в реестр охраны Дивногорский скит (с 1980-х годов выявленный объект наследия! да всё ещё только выявлен) и так и не «поймали»… иркутян в Красноярске...

Ведь у нас не простой квартал, а вблизи редчайшего городского сада и бревенчатое наследие рядом. Опять отдают на откуп родные земли горожан, как набережную от КИЦа до речного вокзала? Как и возможно было проектировать у парка на берегу возведение 33-х!!! этажных башен на просадочных грунтах и в зоне охраняемого ландшафта, где строителями бились в течение 2013 г. упорно сваи, но рухнул кран и ближайшие жители обратились в прокуратуру, которая размещена у самой стройплощадки и тоже чуть не пострадала…

Так в нашем историческом центре ветшают после выселения жильцов ценные деревянные дома, а в Финляндии, например, даже старые простенькие домишки отдают молодым семьям и выделяют ссуду на обустройство, да и поручают городскому архитектору-реставратору помогать советами по восстановлению жилья. Выходит красиво и подлинно – в исторической среде, и без трескучих лозунгов вдоль дорог – о помощи начинающим семьям. Сравним у нас – деревянные дома закрываются баннерами, чтобы не ремонтировать… А молодые семьи попадают в жёсткую зависимость от банковских ипотек и, вместо радостного улучшения быта под присмотром опытного реставратора, вынуждены выплачивать прежде проценты за стоимость жилья (и не всегда в благоустроенных районах – вдалеке от бабушек), потом за жильё и далее – без просвета.

В Красноярске было объединение творческих союзов, которое решало свои цеховые проблемы, пока не обнаружили, что краевая служба по охране объектов культурного наследия в 2011 г. совместно со строителями «заказали» иркутянам вывод из охранного реестра 14-ти деревянных домов. А Законодательное собрание в мае единогласно проголосовало о «невнесениии» их в охранный список-реестр (где они были с 1980-х годов по решениям Крайисполкома) – и практически их убрали оттуда нынешние законодатели, что сразу повлекло сносы. Такие реестры по призыву В.В. Путина составляют все города России, уточняя и добавляя вновь выявленные объекты наследия, а наши чиновники уверены, что уже слишком много наследия в крае, а особенно в Енисейске.


вид на Качу от усадьбы Заблотских (ул. Вейнбаума, 25/Марковского, 51.


дом Юшковых – ул. Вейнбаума, 23

Без пользы было три года обращаться к депутатам и администрации, всё возвращалось отписками из министерства культуры, а дома разрушаются, власти ссылались на программу по историческому кварталу с добротными бревенчатыми домами, но и они два года как брошены… А теперь даже вознамерились там осваивать подземное пространство – как студенты в курсовых проектах вблизи парка.

Тогда стало ясно – надо создавать Общественный Совет по сохранению красноярского наследия – «Думу городскую» народную.

Дорогие красноярцы, коренные и не очень… помогите, пожалуйста, в сохранении культурной памяти нашего города в природной оправе красивого урочища – надо хоть в электронном поле создать такой совет по охране красноярского наследия – уже не памятников только, а исторической памяти среды – городской канвы. Кто чем может помочь, откликайтесь думами-идеями пожалуйста, люди неравнодушные к родному окружению – к родной городской среде.

Это может стать для красноярцев общим делом, из-за которого стоит объединиться всем и защитить образ часовни в память о героической истории Красноярского острога, которой нахлобучили непомерную маковицу (до 2014г.), да и чистоту природного склона горы Караульной от назойливых варварских громадных буков. Наследие стоит того!

Ведь и усадьбы на улице Горького проектировали в 2011 г. объединить с парковым пространством в порядке размещения там некоторых служб для горожан и красноярский философ М.П. Шубский пишет в «Сибирском форуме» о важной культурной миссии парков России во все времена, а вовсе не для сбора денег на сомнительных аттракционах. Даже и вместо последнего по времени размещения «увеселения» – в тихом месте городского сада, в прогулочной зоне можно восстановить китайскую беседку, так любимую горожанами старшего поколения, а в краеведческом музее есть фото.

Вспомним ссыльного старовера Аввакума (XVII века), путь которого пролегал через Енисейск: «Не словес красных Бог слушает, но дел наших хощет...»

Отзовитесь на сайте Общественного Совета по сохранению красноярского наследия – "КрасноЯро", сколько сможете уделить своего времени и внимания, и "любви к родному пепелищу"…

Ведь здесь важно осветить назревшие вопросы: когда вернут подлинное яблочко на барабане часовни на горе Караульной (сопке Кум-Тигей, которую ведь не в честь нынешней игрушечной часовенки назвали горожане в XIX веке Караульной), а в честь дозорного образа (и была она в форме стрелы в небо)? – Это основной ориентир Красноярского урочища – города с окрестностями. А громадная маковица превратила героический образ основного символа в игрушечку, что позволило происходить в городе странным событиям по принципу: "Возможно всё!" если уж этот знак исказили... Стало возможным даже сжечь дом вместе с хозяйкой его на ул. Марковского, 67/Перенсона, 34 - которая не хотела выезжать по требованию застройщиков и ждала сына из армии.



Дом полукаменный (на кирпичном подклете), бывший казачьего пятидесятника Потылицына на сохранённой усадьбе по ул. Марковского, 67/Перенсона, 34


Уточнённый краеведами и Проектом зон охраны 2012 г. реестр объектов наследия по Красноярску    Скачать    7,6 Mb


Благодарение Василию Ивановичу Сурикову, сохранившему в акварелях и рисунках своих замечательные красноярские бревенчатые дома (фото домов Арбекова, Охотниковых, Юшковых и др.)

А что осталось ныне на улице дорогого имени Сурикова – из виденного им и отображённого в картинах? Почти всё снесено, даже дом деревянный казаков Путимцевых

(был как в акварели Василия Ивановича) – рядом с краевой службой по охране наследия (по ул. Сурикова, 23), что весьма показательно... Остался ещё дом № 38, но закрыт клеенчатым баннером, а значит и он будет разрушаться без солнечного доступа.

Философы грезят о будущем города, но ведь оно – ещё когда будет, а живём то мы в настоящем моменте, а прошлое отдано на откуп «варягам»… В историческом музыкальном квартале с костёлом-органным залом, где остался единственный в городе камерный зал с приличной акустикой, вдруг городская администрация вознамерилась осваивать подземное пространство. О наших любителях музыки они не подумали…

Люди добрые! Помогите спасти красноярское наследие, а значит и нашу самобытность – краснояры всегда были активны в важных вопросах и даже первые Советы предприняли в остроге в 1695 г. – выбирали семерых судеек, отставив несправедливых воевод. Да и В.И. Суриков рассказывал художнику М. Волошину о ярых красноярцах, вспоминая родную историю.

Дом Охотниковых в Красноярске на акварели 1890 г. В.И.Сурикова (из фондов ККМ)

И почему ныне в нашем славном городе хозяйничают чужаки? Нужен ли нам за образец 130-й квартал иркутский, где не осталось ничего подлинного и одна торговля процветает? А чиновники лелеют планы размещения на парковой территории вынесенных ими из реестра деревянных домов, а подсаживать свежие деревья не торопятся, как и менять в парке асфальт на песочно-гравийные покрытия для дыхания корней сосен.

А под землю рядом с парком Вы хотите? Ведь горожан и не спрашивают, а питерские инженеры-дорожники полагают себе, что так возможно будет под кварталом с чудесным камерным залом и "наехали" на чиновников с идеями переустройства, а между тем есть проект 2012 г. серьёзного института Красноярскгражданпроект по всем историческим зонам города с реальными предложениями по отдельным кварталам. Почему некто вознамерились против закона снимать с охраны усадьбы и парковые территории? Печально, что они это уже проделали с сокращением охранной зоны драмтеатра А.С. Пушкина до отмостки здания, (что в принципе недопустимо!) но в документах экспертных заключений фигурируют опять иркутяне... И разрыли громадный котлован и "затрещали" ближайшие объекты наследия в общей охранной зоне, хотя и сокращенной чиновниками на бумаге для строительства непомерного корпуса коммунально-офисных помещений вплотную к историческому зданию Пушкинского народного дома, вовсе не нужных театру! Библиотека с востока от котлована уже в аварийном состоянии от разошедшихся трещин при подвижке грунтов и всё это сотворило руководящее ими министерство культуры, поэтому библиотекари помалкивают...

Мы можем ещё пока любоваться красотой Енисея, но вот беседок деревянных на берегу, как в прежние времена, теперь не имеем...

Береговой бульвар с беседкой вблизи парка с видом на Диван-гору (фото из фондов ККМ)

И пешеходной улицы в центре тоже не представить, даже в малой части проспекта, ведь общественный транспорт едва "продирается" в свою законную первую полосу сквозь поток машин вдоль главной улицы. Во всех крупных городах в исторических центрах гуляют пешеходы, и допускается только общественный транспорт, – значит, есть серьёзная власть у руководства, а не только чуждое название "муниципалитет", а что это, в сущности, для русского понимания? Однако весьма заковыристо и удобно для равнодушия и ведь никому дела нет до городских проблем! Где же тут творчество проявить, достойное красоте природного окружения? Ведь уважая себя, мы можем и к окружению относиться осмысленно и особенно – исторической среде центра города. Почему позволяем молчаливо решать насущные вопросы чужим инженерам в наших исторических кварталах, парках и садах?

И квартал вблизи органного зала власти предлагали только для усмотрения бизнесменов, а культурную общественность и красноярскую молодёжь не спросили, что бы они там хотели видеть в этом историческом пространстве? Какие мастерские и залы выставок и встреч, музей патефонов и книжные лавки, и даже клуб рукоделия "Бабушкин сундук" возможны на хороших площадях двухэтажных бревенчатых домов? Когда за горожан решили ставить собор на нижней террасе набережной на Стрелке, то многие возмутились таким самоуправством, но ведь парковая зона не менее важна для многих красноярцев и дивногорцев.



Николаевка на картине Р.Ильиных, 2004г.

Так на апрельской встрече в краевой библиотеке представители творческих объединений за Круглым столом согласились, что на будущем сайте необходимо обнародовать основные моменты обсуждения, а именно:

1). Прежде дорогой реставрации надо консервировать дома и верно определить их новое назначение и будущее использование. Ежегодно выделяются федеральные средства на объекты наследия и необходимо укреплять и ремонтировать и деревянные объекты, организовывать приямки у окон, латать крыши и водостоки, которыми не занимались с послевоенного времени (кроме Ленинских программ – это выступали сотрудники краевого краеведческого музея).

2). Сохранить достопримечательные места Красноярского урочища в городе великого художника В.И. Сурикова, которые он с любовью показывал дочерям и рисовал.

3). Привести в порядок усадьбы Абалаковых (ул. Ленина, 74) и Потехиных-Потылициных (ул. Вейнбаума, 21) в охранной зоне Губернской гимназии.

4). В Николаевской слободе надо сохранить одну-две исторические улицы в археологических зонах «Афонтова гора – 1» и « – 2» и возможно в каком-то доме устроить музей Николаевки.

5). Создать народную Думу по сохранению красноярского наследия на сайте «КрасноЯро» с участием всех заинтересованных горожан.

Куда исчезло красноярское "Жареное солнце" с интересным выбором яств сибирской кухни? И теперь всюду эта пресловутая «Ложка-вилка» – не столь уж достойное заведение для основного проспекта в центре сибирского города.

В городском саду можно бы восстановить старинные беседки вместо скрежещущих аттракционов (и вопящей в страхе на них публики), да и свежие деревья подсаживать, но министерство культуры ответило в июне на резолюцию круглого стола (в апреле 2013 г.), что ЦПКиО ныне в аренде и министерство не вправе решать за арендаторов…


В.А. Сергин. На ул. Горького – 1998г.


Программа позитивных действий на форуме сайта КрасноЯро-яркоеКрасноярское:

С помощью коренных горожан понять, как устроено окружающее нас пространство Красноярского урочища и, вникнуть в его историческую канву – что с ним было ранее, чтоб представить хорошее будущее в этой городской среде. Есть и нематериальное наследие – «дух места», память улиц, историческая канва или история куртин плана города, запечатлённая в легендах и преданиях, сказах бабушек и фото красноярцев.

Можно и поделиться на сайте своими эссе…

История вопроса о значении средового окружения.

Ранее – до домов-«хрущевок» всегда привязывали строение к месту окружения и думали о среде, а в нашем городе с великолепным природным окружением, особенно – раскрывали улицы и площади на горы, реку и острова. Ценили виды пейзажные – это называлось старинным словом прозоры, то есть зрить вдаль было заобычай и важна для сибиряка всегда ориентация в пространстве. А в 1960-е годы стараниями Никитки Хрущёва (с которого пошла уравниловка на производстве и возвышение класса чиновников) стали относиться к людям не так бережно, вероятно лишь как работникам только и решать за них все вопросы, проектируя типовые дома и целые районы.

Это в Красноярске оказалось неприемлемо – в красивом природном урочище. Вспоминают теперь, что в прежние послевоенные времена нормой жилья было 6-7 м кв. на человека, но умалчивают какие! Это были метры – в каком пространстве. Это были нормативы при значительной высоте помещений и пространстве жилых и особенно общественных – при том уважении – к архитектору, как главному созидателю и автору строения. Что значили после хрущевские коробки вообще без архитектуры – в стиле «баракко»…

Замечаете ныне различия в образе мировосприятия и уважения к себе людей, живших с детства в «хрущевках» или сталинских домах или собственных бревенчатых?

Дом художника-архитектора Л.А. Чернышева в родной среде (из фондов ККМ)

Возможно и было предпринято это по какой то, неведомой нами программе уничтожения свободного духа русских, а теперь всячески очерняется образ Сталина, при котором и с его именем русские одержали победу в 1945 г. и восстановили хозяйство и каково было уважение к трудовому народу и стремление к образованию действительному. Относительно И.В. Сталина вспоминается отношение родителей, хотя в семье отца и были репрессированы два брата, но он понимал, что в этом виновно было их ближнее окружение, а кто после Сталина отдавал свою зарплату для премий творческим людям? Вы можете назвать хоть кого-то ещё, так уважаемого народом?

Садик Эдем во дворе Благородного собрания по просп. Мира, 65 – 67

А ныне историю усердно переписывают, как и пять веков назад это было при очернении Ивана Васильевича-IV того, кого английская королева и португальский король прозвали Грозным (он перекрыл для них Северный морской путь, когда русские казаки пробирались в Сибирь на лодьях и кочах), а вы и поверили? Как и И.Е.Репин, написавший жуткую картину о грозном отце, а в действительности – любившем своего наследника и не убивавшем его! (по историческим хроникам это всё переписали после Нарышкины, отравившие жён, а потом и самого Ивана Васильевича).

Притом в хрущевские времена были массово брошены отличные деревянные дома на больших усадьбах и даже с богатыми крытыми дворами в деревнях. Многие сёла ныне разрушены и в упадке – по всей необъятной России, а начиналось в ту пору. Об этом принято молчать, это боль многих, кто погнался за пряником в город, а теперь суета городская затянула их в эту обыденность. И те же бедные люди ратуют «за снос деревяшек исторически ценных» в городах и весях Руси. Именно они хотят быстрее стереть всякую культурную память достойного жития предков в чуждом им городе…

Редко кто из городов решается жить в деревне, да пожалуй вот и у нас в крае есть – в северном селе Бахта живёт бывший москвич М.А. Тарковский – уважаемый бахтинцами за искренность и основательность.

Ведь строительная революция при Хрущеве и снижение значения архитекторов в проектировании были тщательно спланированы и подготовлены западом. И на архитектурную специальность учиться нынче идут девушки против воли матушек своих – по соображениям – принести более пользы в самой социальной мужской профессии, пока парни зарабатывают деньги, как и положено им. Наверное, что-то не так в архитектурном сообществе в настоящее время, когда после массового типового строительства стали утверждаться в исторической среде центра худшие западные образцы, как сами зарубежные гости признают – просто «перепевы»… А где же прежние свои песни родные? Где красноярские мелодии, при такой-то красоте окружения? Как в песне – «Красноярск раскинул улочки, всюду зелень тополей…»

Вид с горы Кум-Тигей (с 1850-х годов – гора Караульная, фото из фондов КККМ)

И неприятие традиций бревенчатых странно – гениально была изобретена пращурами – и красиво и складно техника срубных конструкций деревянных домов. И как легко можно обозвать ветхим жильём бревенчатый сруб, а использовать дерево в резных галереях и крыльцах и даже в широких подшивных карнизах даже для каменных домов, как было у сибиряков и сохранилось только в городе-музее Енисейске. Тут у модных дизайнеров пока ума не хватает или мода не позволяет?

И устройство городского пространства в Сибири принципиально отлично от – европейского для тех, кто понимает, да и градостроение в корне различно – исходя из условий жизни и климата нашего – резкоконтинентального. В Европе за основу уже приняты 3-5 этажные дома в городах, так на кого оглядываются наши строители высотных башен? Ведь западный человек считает высотки негуманными, а здесь проектируются 33-х этажные башни на красивой набережной у парка в зоне охраняемого ландшафта (по закону № 73 ФЗ), перекрывающие вид и от главной площади южных отрогов Саян – Куйсумов.