На картине народного художника Валерьяна Алексеевича Сергина "Моя Сибирь" изображено всё природное урочище на холсте маслом, а Вы можете отобразить своё "КрасноЯрье" в Затесях на форуме нашего сайта


Хорошая книжка есть Кристофера Дэя - «Места, где обитает Душа» с подзаголовком – архитектура и среда, издания 2000 г. в Москве, в переводе В.Л.Глазычева и ценные мысли по поводу городской среды…

Все будто спохватились в последнее время и принялись обсуждать комфортность среды окружения, будто прежде архитектура решала не пространственные задачи, а только лишь сами здания проектировались оторвано от места и когда западные мастера настойчиво начали обращать внимание на средовые моменты - и стало очевидным несоответствие новых строений прилегающим кварталам.

Особенность сегодняшнего – «словно оторванного от корней прошлого…» времени заключается в том, что мы «явно испытываем потребность в переживании, которое явным образом укоренено в истории, устойчиво во времени» - из прошлого…

В.И. Суриков – Вид с горы. Рисунок из фондов Художественного музея Красноярска



Выбор того, что уместно окружению и среде города – способен поддерживать сбалансированное развитие. Внутренняя свобода горожан зависит от этого равновесия.

Архитектура подразумевает проектирование Среды – именно так, с большой буквы и всем вытекающим из этого значением. Это и масштаб учитывается грамотным архитектором (которому не требуется лицензия для доказательства мастерства), а также и силуэт кровли, и цвет сооружения, его фактура и качество света в окружении, и озеленение ближайшее – различение самого «духа места» - исторической канвы его и гармонии в целом с окружением. То есть учитывается при восприятии жизнетворность средового окружения, а не только возможность показать себя, что наличествует, прежде всего, в нынешних строениях.

«Здоровье всегда являет хрупкое равновесие между крайностями сторон бытия. Здесь важно собеседование и слушание как основание гармонии – принцип диалога создаёт атмосферу целостности» (Кристофер Дэй, 2000 г.)

Центр Красноярска стремительно становится пространством для машин, а не для души человека и общения горожан. Городская среда исторического центра формируется решениями многих «ответственных лиц»: и градостроителей - в первую очередь, а также архитекторов, инженеров и управленцев. А люди ныне в городской среде менее в ладу с собой, чем в прежние времена, хоть и меньше было достатка, но более воли и радости…

Как формируется нынешнее окружение горожанина? Кто в ответе за качества среды, и какова роль и возможности влияния самих красноярцев на это? Мы очень много говорим о любви к родному месту, но ведь не только же в ярких плакатах социальной рекламы она может быть выражена? Может быть, только наши горожане могут повлиять на возвращение истинных пропорций завершению часовни на горе Кум-Тигей (Караульной как то и не сказать при таком сказочно-игрушечном образе бывшей «сторожевой» башни в форме стрелы – памяти об отважных служилых людях…). Ныне громадных размеров маковица уже растиражирована во многих изданиях, но ведь всем известно, что неверные пропорции худо влияют на душевное здоровье.

Слава Богу, что великолепное природное окружение славного города человек изменить не в силах! И можно любоваться с горы всей панорамой Красноярского урочища с контрастными ландшафтами четырёх разных по сторонам света зон вокруг краевого центра. И действительно становится очевидным, что красный – значит красивый, как в древнерусском языке (как «отписано» царю было городчиком Андреем Ануфриевичем: «место – угоже и красно…»). И если на новые долгострои смотреть не хочется, то вот они природные ориентиры, на которые раскрыты улицы и площади исторического центра живописны – Большая сопка, скала Так-Мак, Саянские отроги и Чёрная сопка.

Кинотеатр Гадаловых и дом с фотографией Шапиро рядом на ул. Почтамтской (фото из фондов ККМ)

В старину после ужасного бедствия — частых пожаров, естественно, искали такую градостроительную систему, которая могла бы предотвратить новое уничтожение города. Заметили, что ветер и воздушная тяга на прямых улицах значительно сильнее, чем на кривых, вот почему русские градостроители вплоть до конца XVIII столетия (указов Екатерины II) сознательно строили кривые улицы, переулки и тупики. Средневековый город планировался как система ориентиров, в которой любой человек легко разбирался. Отсюда выразительность отдельных сооружений, улиц, красота индивидуально ярких, легко запоминающихся различных уголков Москвы и других городов. Свои замыслы средневековый человек черпал из природы, в которую тонко, умно, красиво и тактично “вписывал” города, ансамбли, здания. «Кривые» улицы и переулки — наследницы древних дорог, тесно связанных с рельефом местности. Эти дороги постепенно органически включались в состав города, сохраняя древнюю конфигурацию, влияя на систему планировки.

Юдинский сад за речкой Качей (фото из фондов ККМ)


«…на своих местах ставить хоромы, горницы невысокие с сеньми и повалуши на одних подклетех». На эти перепланировки, несомненно, оказывали влияние старые кварталы, которые исторически складывались вокруг приходских церквей. При перепланировочных работах удерживалось все, что было целесообразно сохранить от прежней застройки. Церкви стояли внутри кварталов и никогда зрительно не замыкали собой улиц — таков был один из главных градостроительных принципов Старой Москвы и многих древнерусских городов. (Г.В. Алферова, Кормчая книга)

Много неожиданного для нас таят архивы и сама городская среда – её историческая канва с запечатлённой памятью горожан, от старого города в центре Красноярска сохранилось много больше, чем кажется, на первый взгляд. И может быть Вы тоже поделитесь своими впечатлениями и заметками об исторической канве старого Красноярска – можно отправить на форум свои думы.

Мирра