На картине народного художника Валерьяна Алексеевича Сергина "Моя Сибирь" изображено всё природное урочище на холсте маслом, а Вы можете отобразить своё "КрасноЯрье" в Затесях на форуме нашего сайта


УДК 72.035:711 [571.51]                                      Гевель Е.В., Майничева А.Ю., Мыглан В.С.

г. Красноярск, г. Новосибирск

Енисейское бревенчатое наследие в истории освоения Сибири

«Где прежде взору град являлся величавой,

Развалины теперь одни...» А.С. Пушкин

Енисейск редкий город, где сохранились доныне памятники народного бревенчатого наследия Сибири, и среди всех сибирских городов – в значительно большем количестве. Енисейск как географический центр России на протяжении трёх веков был узловым городом Сибири с таможней при Воеводском дворе (для управления Восточной Сибирью) – и от него шёл водный путь к бассейну р. Лены – «Ленскому Волоку» – известному в истории сибирского судоходства. Это настоящий город-музей архитектуры и плотницкого мастерства в традициях Русского Севера, которые передавались по отеческой линии от дедов – ко внукам, и название старинное – Деревянное ЗОдчество с Отчеством досталось. Примем во внимание и то, что из славного мастерового града корабелов и плотников формировались экспедиции на Север и до восточных границ России, да и прежде енисейские казаки ставили остроги по всей Восточной Сибири и звался Енисейск по праву «Отцом сибирских городов».

Красное крыльцо начала XIX в. на ул. Перенсона – на картине енисейского художника Н.Ф. Дорогова (1976 г.) – «во всём таинственном величье своей глубокой старины...»

Енисейское деревянное зодчество достойно бережного сохранения для изучения истории освоения Сибири и туристического представления исконно сибирского культурного наследия. Такой город-музей мастеров деревянного зодчества под открытым небом заслуживает специальной помощи и участия всей культурной общественности. Но в юбилейной краевой программе восстановления объектов культурного наследия «Енисейск-400» включены только каменные здания и храмы, и упущены бревенчатые усадебные дома исторической части города. И это несправедливо, ведь «опальное» ныне у чиновников деревянное зодчество придаёт истинное своеобразие Енисейскому граду плотников и корабелов, именно его, как диковинку приезжают увидеть иностранцы.

В исторической среде должны быть восстановлены разные временные пласты заслуженного мастерового града. Усадьба Неждановых – рубежа XVIII – XIX веков с красным крыльцом (на ул. Перенсона, 71) и по ул. Тамарова, 13, как и на бывшей Сенной площади и по ул. Бабкина, 21 – в окружении старейшей монастырской обители Сибири. Дом двухэтажный бревенчатый с резной галереей XIX в. на колонках, да и кирпичный ледник с металлической дверью на усадьбе – ул. Рабоче-Крестьянская, 67/Партизанский, 13 (запечатлённые образы в рисунках Н.Ф. Дорогова). И бревенчатые дома с воротами в Барабинской слободе, окружающей Троицкий храм, и по ул. Бограда/Партизанской – 2-х эт. дом с енисейскими традиционными наличниками.


Вид светового барабана и главок Троицкого храма за деревянной застройкой широкой Ручейной улицы – (ныне – ул. Фефелова, 83) в половодье 1906 г. Енисейск был подобен Венеции по образу жизни горожан (фонды ККМ № 3242-184)

Да и стройный бревенчатый двухэтажный дом XIX в, значительно развитый в глубину усадьбы по ул. Фефелова, 83 (на фото выше). И многие ценнейшие амбары, кладовые, рыбацкие пакгаузы, заплоты и резные доски между колонками галерей из сохранённых корабельных плах отслуживших речных судов.

В междисциплинарной научно-исследовательской лаборатории ГИ СФУ (научный руководитель – Е.А. Ваганов) с 2009 г. серьёзно изучается бревенчатое наследие Енисейска, датируются образцы дерева, подготовлены публикации в центральных изданиях (С-Петербург, Москва, Екатеринбург) и каталог на сайте Историко-культурного наследия Енисейска – http://www.yeniseisk-heritage.ru/catalog/ru с перечнем всех объектов наследия. Кропотливо изучены исследования редкого сибирского учёного-архитектора Е.А. Ащепкова и продолжается научное сотрудничество с археологами по определению возраста древесины, найденной в раскопах острожных мест Енисейского городища, и публикация совместных материалов. Так, доказано, что на протяжении столетий сохранялись традиции и плотницкое мастерство северных переселенцев (архангелогородцев, соль-вычегодцев, мезенцев и устюжан) в Енисейском районе – округе столичного града из 500 селений.

Красив дом по ул. Бабкина, 21 и резной коловрат – бегущее солнце на верху воротного столба и сохранившаяся калитка с фигурными вырезными накладками, а резные крыла в навершии ворот сберёг краевед П.Я. Дроздов, организовавший известную на весь край фото-избу (по ул. Ленина, 81)

В этом добротном старинном доме, на усадьбе с каменными кладовыми (ул. Бабкина, 21/Фефелова, 99 – бывшые Бассейная/Ручейная улицы), который строил мещанин Е.В. Майлов (документы архива г. Енисейска) – по воспоминаниям старожилов, проводил службы Великий хирург. А жил В.Ф. Войно-Ясенецкий – по другой стороне улицы Ручейной в доме, ныне утраченном (снесённом администрацией три года назад). Так и резное бегущее солнце в круге среди нарядных орнаментов символизировало вечность жизненных циклов (коло – небесный круг) и цельное народное мировосприятие, которое непременно должно продолжиться в будущем, но в настоящее время древние дома выглядят печально. Стесняются будто современные чиновники бревенчатых домиков Енисейска, и не признают – как важно изучение строительных приёмов и творчества мастеров-плотников и корабелов, своеобразия северного сибирского города. Ведь и для каменных домов уже периода классицизма енисейские мастера-зодчие пристраивали деревянные галереи на резных колонках и с досками корабельной стамесочной резьбы, как по ул. Крестовоздвиженской и у дома Дементьева по ул. Кедровой – с западной стороны (вспомним старое цвета сепии фото в ЕКМузее).

Обнаружено инструментально, что енисейские срубы начала ХХ века при натурном обследовании выглядели по образам и пропорциям – будто принадлежащими началу XIX в. и ранее. Оттого, что образный и пропорциональный строй бревенчатого наследия сохранили древние традиции плотницкого мастерства и значительно отличаются от всех городов Сибири, имеющих более позднее наследие.


Старинную усадьбу Неждановых памятник архитектуры XVIII в. на ул. Перенсона, 71 с красным крыльцом дома за сибирским заплотом и ребятишек разделяют три века…

Енисейских мастеров-каменщиков приглашали на возведение храмов в Приенисейской Сибири, а плотники были постоянно заняты на многих судоверфях Енисейска, выполняя государственные и торговые заказы. Посему только в Енисейске и его округе сохранились подобные редкие образцы народного деревянного зодчества, не встречаемые в других областях Сибири. Это не отражено в программе сохранения культурного наследия «Енисейск-400».

Современное состояние усадебного дома-связью с дырявой крышей по ул. Перенсона, 71 при обильных снегах в Енисейске – без ухода и пригляда (фото в феврале 2016г.)



Древние ворота с резной вереей и заплотом рядом из корабельных плах, и восточный прируб с лестницей и резной галереей с панелями старинного стамесочного резного узора дома № 67 по ул. Перенсона – бывшей Крестовоздвиженской между двумя храмами

И сохранилось множество резных галерей у высоких ещё деревянных двухэтажных домов, почти все зашиты досками вместо остекления – трудно поддерживать ныне жилые строения их хозяевам, да и помощи ждать не от кого.

Вот бы и в современном строительстве возродить эти енисейские традиции и образы – в деревянных конструкциях ладных галерей, балконов, светёлок и террас с резными колонками, береговых изящных беседок – всё-таки мы же в лесных краях живём... И тогда новые дома будут соответствовать историческому месту, где «обитает душа», величественной природе, и в новых постройках тоже возможно применить эти енисейские резные балконы, галереи, терраски и красные крылечки. Ведь зодчество толкуется как переданное по отеческой линии (от дедов – сыновьям и далее – ко внукам своим) плотницкое мастерство – так с отчеством переходили в будущее традиция и строительные приёмы.

Учитывая пожелания молодых учёных лаборатории Естественнонаучных методов в истории и археологии, и заслуженных красноярских архитекторов, сотрудников краевых музеев и краеведов, докторов наук Сибирского отделения РАН, предлагаем дополнить программу сохранения енисейских объектов культурного наследия в 2016 – 2018 гг. – бревенчатым наследием Енисейска в количестве не менее 12-ти памятников народного деревянного зодчества XVIII – XIX вв. (с консервацией кровель и восстановлением). Это дорогое наследие – в окружении Троицкого храма и Спасо-Преображенского монастыря, и вдоль Большой ул. (двухэтажный бревенчатый дом XIX века с восточной галереей по ул. Ленина, 131/ Худзинского – с видом на Святую гору. И в комплексе деревянных двухэтажных домов XIX века с резными галереями – (№ 7/66) и светёлкой (№ 64) по ул. Горького, 7 – 11/Кирова, 66 – 64 на берегу речки Мельничной) – как необходимая историческая достоверная среда центра города и самое ценное культурное наследие Приенисейской Сибири. На развитие туризма возлагают надежды экономисты, но оно не представимо ныне без сохранения сибирского бревенчатого наследия.

В современных сибирских городах деревянное зодчество составляет самую суть – сердцевину культуры, своеобразие быта и архитектурных традиций. И – осознание ценности городской среды исторической части Енисейска, бывшей столицы обширного Приенисейского края – как тканевой канвы, в которой запечатлена многовековая народная память и целая совокупность событий. И порядок течения жизни – в её непрерывных изменениях. «Историческая канва» старого города даёт смысловую и композиционную наполненность «средовому проектированию» и реставрации в центре города, связанному с его неповторимой историей, помогает понять «дух места» и способствует воссозданию утраченных визуальных связей исторических храмовых ориентиров.

Светёлка с восточным балконом по ул. Рабоче-Крестьянской, 114 – вблизи Успенского храма и глухая корабельная резьба полотна ворот усадьбы по ул. Бабкина, 27 (бывшей ул. Бассейной) – на границе острожной территории

В вопросах сохранения этих корневых для Сибири ценностей стоит обратить внимание на определения и озабоченность таких известных исследователей русской архитектуры, как Е.И. Кириченко. Из отчёта июля 1985 г.: «Своеобразие Енисейска – подлинного города-музея зиждется на сохранившейся исторической среде – живой ткани города с редкими порядками домов… и большими огородами – будто прозрачной – усадебного типа. Она заметно отличается от застройки… – Томска, Иркутска, Тюмени и представляет более ранний пласт развития деревянной архитектуры, почти полностью утраченной в других сибирских городах…»

Необходима деятельная помощь «всем миром» отеческому граду Енисейску, и даже если и кто-то не понимает значения этого весомого пласта сибирской культуры в жизни региона и крупного экономического ресурса хранящегося, в народном деревянном зодчестве – ведь это отношение не только к истории и окружению, а в целом – к среде проживания. Так инициатором возрождения енисейских августовских ярмарок выступило некоммерческое народное объединение «Содействие развитию туризма Енисейска» и собрало несколько партнёров в городе и крае по организации праздников ремесленного мастерства. История показала, что для освоения Севера необходимы базы и ремзаводы, и мастерские, которые удобнее разместить в Енисейске, где они и прежде были. И в старинном пойменном районе Каштаке на берегу Енисея сохранились ещё старые судовые причалы. (Каштак – шалаш, сень, приют на отдалении…, лубяной, берестовый…)

Есть ныне спрос и на малые суда и яхты, а это ведь в Енисейском регионе были корневые промыслы – охота и рыбалка, судостроение. Да и ресурсы надо искать в традиционных занятиях енисейцев и богатом бревенчатом наследии, и возрождении значения русского Енисейского града, – в его историческом величии и значении в истории русской культуры, особенно корабельного дела Сибири. Старинные судоверфи размещались вблизи южного моста на реке Мельничной (старинное название Толчея) от улицы Ручейной (современная улица Фефелова).

Сегодня значима экология культурных, исторических традиций человеческой природы – антропоэкологиякак пространство духовного мира. Ныне, согласно конвенции Юнеско, музеи работают над сохранением не только материального, но и духовного наследия древних традиций. Это наши обычаи, музыка и песни – всё «то, что не пощупать руками…»

Целый город являет собой единый памятник истории и культуры первопроходцев и промысловиков – «город мастеров», и только сохраняя традиции формирования исторической среды городских ландшафтов, возможно дальнейшее продвижение в проектировании регенерации среды.

Вот в таком плачевном состоянии ныне крыша дома на углу ул. Иоффе, 13/Вейнбаума, в котором останавливался в начале ХХ в. И.В. Сталин

«Во всём таинственном величье

Своей глубокой старины» Н. Рубцов



Бессмертие представляется здесь как духовная позиция, и патриархальный Енисейск, в котором хранится энергия мудрости, как духовный центр окормляет и ныне обширную Восточную Сибирь.

«Город – всегда диалог прошлого с настоящим… часть сложного и многообразного мира, в котором мы существуем, и который подчиняется объективным законам развития. …Он материализует время на всю историческую глубину своего существования». (А.Э. Гутнов, 1985.)

Сибирский федеральный университет может участвовать в этой краевой программе сохранения наследия – научно обеспечивая восстановление старинных бревенчатых памятников Енисейска. Сотрудники Междисциплинарной научно-исследовательской лаборатории ГИ СФУ – экологи, историки, биологи, дендрохронологи и архитекторы могут содействовать в проектах сохранения культурного наследия исторической части Енисейска, особенно ценного деревянного зодчества, при восстановлении его – обеспечив историко-культурное обоснование и разделы исторических записок в проектах реставрации памятников истории и культуры Енисейска. А также разработать настоящий сценарий реставрационных работ на объекте, изучив его развитие во времени, и представить дальнейшее разумное использование дома с кладовой, амбара или целой усадьбы на берегу речки Мельничной.

Вид от пристаней у Бассейной улицы (ныне – ул. Бабкина) на исторический Береговой бульвар с беседкой – так поднимались ледяные торосы до уровня верхней бровки с обзорной беседкой у Богоявленского собора

В настоящее время молодые учёные лаборатории работают с красноярскими археологами по датированию спилов из раскопов на местах Енисейского острога, продолжая хронологическую шкалу датировок древесины до начала XVII века.

Возрожденные недавно в Енисейске знаменитые Успенские ярмарки и праздничные гулянья проходят на виду живого деревянного зодчества, составляющего значительную часть застройки достославного сибирского города, которая ценна не только поздней затейливой резьбой конца XIX века, но и в большей степени – стройными пропорциями, ведущими корни от северорусских традиций срубов посада при остроге XVII – XVIII веков. Но почему оказались без ухода и пригляда ценные подгорные терема-памятники истории и культуры на бывшей Сенной площади у отреставрированного Спасского монастыря? И брошены старинные хоромы позапрошлых веков с дырявыми крышами и покосившимися красными крыльцами стародавних усадеб на ул. Перенсона и – Тамарова? Это всё енисейские этюды для многочисленных паломников за окормляющим светом енисейской старины в городе сибирской истории и архитектуры – в «места, где обитает Душа…». Искони бревенчатая изба – воплощение родного крова и связи поколений, спасения и блага – «избавления».

Возвращение первейшего в Сибири Енисейского города мастеров-плотников и корабелов в его историческом величии будет справедливо на стезе охраны культурного наследия крупнейшего региона страны – всего Красноярского края. По сути, и по справедливости насущно необходимо краю возвысить значение Енисейска – города-музея Сибирского деревянного зодчества, состоявшего в XVIII и начале XIX века в десятке лучших и крупнейших городов России! Всея Руси – и освоение Сибири было в пору XVII – XVIII веков истинным русским Возрождением, когда казачьи северные экспедиции формировались на верфях и в слободах Отеческого мастерового Енисейграда.

«Город как книга, в коей всякая улица занимает страницу. Будем прибавлять новые листы, не вырывая старых» (М.П. Погодин), а «дикость, подлость и невежество не уважают прошедшего, пресмыкаясь перед одним настоящим» (А.С. Пушкин). Да гости с восхищением относятся к нашим сокровищам, давно бы «прибрали» и нашли подходящее использование, они не понимают расточительности этих богатых сибиряков. А наши не осознают, что в Сибири деревянный бревенчатый сруб – самая большая культурная ценность, на западе всё давно выгорело и там ценят малые сараюшки... Так внимание к исторической среде города и его самобытному облику было всегда особым объектом изучения и сохранения культурного наследия, а в настоящее время эта деятельность приобрела международное признание.

Ведь «архитектура – тоже летопись мира… хоть отрывками является среди наших городов в таком виде, в каком была …, чтобы при взгляде на неё осенила мысль о минувшей его жизни и погрузила бы нас в его быт, привычки и степень понимания…» (Н.В. Гоголь)

В заключение – вспоминаются слова протопопа Аввакума, путь страданий которого (в середине XVII века) дважды пролегал через Енисейск: «… и не словес красных Бог слушает, но дел наших хощет...»

Вид береговой срединной и западной с древней обителью на Святой горе в Нагорной части города – центра духовной культуры и зодчества с историей в четыре столетия (в речной панораме на акварели начала XIX века – град Енисейск как путешествие в прошлое)

Библиография

Акты Международного совета по вопросам памятников и достопримечательных мест и Совета Европы о сохранении культурного наследия: Материальная база сферы культуры: отечественный и зарубежный опыт решения управленческих, научных и технических проблем. Информационный сборник. М., 1994.

Ащепков Е.А. Народное деревянное зодчество Восточной Сибири. М., 1954.

Бахрушин С.В. Снаряжение русских промышленников в Сибири в XVII веке// Исторический памятник русского арктического мореплавания XVII в. – Л., 1951.;

Белов М.И. Арктические мореплавания с древнейших времён до середины XIX века. Т. 1. М., 1956.

Бондаренко И.А. Древнерусское градостроительство. Традиции и идеалы. М., 2008.

Бродников А. Енисейский острог. Очерки истории города и уезда. Красноярск, 1994.

Буланков В.В. Формирование культурно-исторической среды Енисейска в XVIII веке. Сборник «Памятники истории и культуры Красноярского края», выпуск 1, Красноярск. ККИ, 1989.

Гевель Е.В. Пояснительная записка к «Проекту зон охраны объектов культурного наследия г. Енисейска». ТГИ «Красноярскгражданпроект», Красноярск. 2004.;

Гевель Е.В., Свидрицкая Е.Д., Шильдина О.Ю. Город мастеров. Енисейску вернет значение возрождение ремесел // Памятники истории, культуры и градостроительства Сибири: материалы I Региональной научно-практической конференции, посвященной Международному дню памятников и исторических мест, Красноярск. 2006.;

Гевель Е.З. Енисейск – отец сибирских городов. История, проблемы и перспективы развития. // сб. I Всероссийской конференции Ассоциации реставраторов. Старая Ладога, 2009.

Гевель Е.В., Лысенко Д.Н Енисейское городище – Достопримечательное место Приенисейской Сибири //Альманах СПБИИР, СПб., 2015.

Гнедовский В.В., Добровольская Э.Д. «Вверх по Енисею».- М., 1980.

Головачев П. Сибирь в Екатерининской комиссии (Этюд по истории Сибири XVIII века), М. 1889.;

Гольденберг Л.А. «С.У.Ремезов и картографическое источниковедение Сибири второй половины XVII – начала XVIII в.». М., 1967.

Гринберг Ю.И., Роднянская И. «Енисейск – город исторический». //Декоративное искусство СССР, № 5, - М., 1985.

Гуляницкий Н.Ф. Черты преемственности в композиции центров русских городов, перепланированных в XVIII веке // Архитектурное наследство. № 29. М., 1981.

Гурари М.Н. «Изба. Уроки ремесла. Традиции деревянного зодчества как профессиональный опыт архитектора»//Архитектура и строительство России. № 9. 2011.

Гумилёв Л.Н. «От Руси до России». М., 2006. , «Дороги Жизни». М., 2012.

Гутнов А.Э. Есть ли будущее у городов будущего. М., 1985.

Даль В. И. «Толковый словарь живого великорусского языка», Т.2, С.-Пб.- М., 1881.

Дубов И.В. Города, величеством сияющие. Л., 1985.

ЕГА (Енисейский горархив) Фонд 9 Енисейской гор. управы, опись 1, дело 38-Список домовладений

Енисейская губерния (300 лет юбилею Сибири) сб. Чудновского, Томск, 1885.;

Енисейская губерния. Её прошлое и настоящее. Очерк Н.В. Латкина. СПб., 1892.;

Забелин И.Е. Черты самобытности в древнерусском зодчестве. М., 1900.

Загоскин Н.П. Русские водные пути и судовое дело в до-Петровской России. Казань, 1910.

«К вопросу о Северном морском пути». (Краткая записка по вопросу организации Сибирского Торгового пароходства по Северному Морскому Пути) г. Красноярск, 1920.

Кириченко Е.И. «Отчёт за июль 1985 г. по обследованию…» Рукопись архива Службы по охране наследия Управления культуры Красноярского края. 1985.

Кытманов А.И. Краткая летопись Енисейского уезда и Туруханского края. 1594-1893 гг. (ркп.), п. 5, ЕГКМ, отдел фондов.

Пономаренко Е.В., Пономаренко С.В., Офман Г.Ю., Беляева Т.В. Задачи и методы комплексной эколого-исторической экспертизы исторических территорий // Памятники истории, культуры и природы Европейской России. Тезисы докладов IV научной конференции “Проблемы исследования памятников истории, культуры и природы Европейской России”. Нижний Новгород, 1993.

Сибирская старина: Редкие фотографии и зарисовки сооружений. Сб. СО РАН, Новосибирск, 2006.

Фишер И.Е. Сибирская история. Репринт издания 1774 г., с. 277-279, 632. СПб., 2009.